Вы здесь

Обзор типичных нарушений федерального законодательства, выявленных в ходе государственной регистрации муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

 

ОБЗОР

типичных нарушений законодательства, выявленных в ходе государственной регистрации уставов муниципальных образований, актов о внесении изменений в уставы муниципальных

образований за 2020 год

 

В соответствии с поручением Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2013 № 17/48814-ЮЛ в целях повышения качества подготовки уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
(далее – муниципальные правовые акты), а также обеспечения консультативной, методической и информационной помощи органам местного самоуправления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области (далее - Управление) подготовлен обзор типичных нарушений законодательства, выявленных в ходе государственной регистрации уставов муниципальных образований, актов о внесении изменений в уставы.

В 2020 году на государственную регистрацию в Управление всего поступило 327 муниципальных правовых актов.

Из поступивших на государственную регистрацию в Управление зарегистрировано 245 муниципальных правовых актов.

В Управлении организована работа по рассмотрению проектов уставов муниципальных образований, решений о внесении изменений и дополнений в действующие уставы муниципальных образований.

В 2020 году Управлением рассмотрено 65 проектов муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству Управлением проводится следующая работа:

1) еженедельно на системной основе проводится мониторинг изменений в системе правового регулирования, осуществляемого на федеральном уровне, а также мониторинг изменений в нормативных правовых актах Российской Федерации, связанных по предмету регулирования с уставами муниципальных образований;

2) по результатам мониторинга направляются письма главам муниципальных районов и городских округов;

3) размещается информация, касающаяся вопросов государственной регистрации уставов муниципальных образований, на официальном сайте Управления;

4) ежемесячно на сайте Управления размещается информация о состоянии законности уставов муниципальных образований;

4) проводится консультационная работа;

5) оказывается методическая помощь;

6) осуществляется взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

7) проводятся мероприятия «День юстиции» в муниципальных образованиях.

В ходе государственной регистрации муниципальных правовых актов Управлением выявлены следующие нарушения порядка принятия муниципальных правовых актов.

Типичным нарушением явилось:

- не соблюдение 30-дневного срока официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта, предусмотренного частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). В ряде случаев проекты муниципальных правовых актов обнародованы менее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений в муниципальный правовой акт (решение Раковской сельской Думы Кетовского района Курганской области, решение Чернавской сельской Думы Притобольного района Курганской области, решение Ялымской сельской Думы Притобольного района Курганской области, решение Кислянской сельской Думы Юргамышского района Курганской области, решение Колташевской сельской Думы Кетовского района Курганской области, Устав Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области, Устав Никитинского сельсовета Катайского района Курганской области);

- не соблюдение порядка предоставления документов для государственной регистрации муниципального правового акта, установленного статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ), а именно:

представленный для государственной регистрации муниципальный правовой акт скреплен печатью администрации муниципального образования;

в муниципальном правовом акте отсутствует подпись главы муниципального образования;

представленный на государственную регистрацию пакет документов не содержит информацию о результатах публичных слушаний по проекту устава (Устав Беляковского сельсовета Частоозерского района Курганской области, решение Большегусиновской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Большечаусовской сельской Думы Кетовского района Курганской области, решение Восточной сельской Думы Частоозерского района Курганской области, решение Зотинской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Лебяжьевской посековой Думы Лебяжьевского района Курганской области, решение Налимовской сельской Думы Лебяжьевского района Курганской области, решение Островской сельской Думы Юргамышского района Курганской области, решение Пушкинской сельской Думы Куртамышского района Курганской области, решение Черемушкинской сельской Думы Лебяжьевского района Курганской области, решение Чесноковской сельской Думы Кетовского района Курганской области, решение Сухменской сельской Думы Половинского района Курганской области, решение Пуктышской сельской Думы Щучанского района Курганской области, решение Барабинской сельской Думы Кетовского района Курганской области, решение Долговской сельской думы Каргапольского района Курганской области, решение Затеченской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Лисьевской сельской Думы Лебяжьевского района Курганской области, решение Николаевской сельской Думы Щучанского района Курганской области, решение Октябрьской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Пашковской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Приютинской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Стрелецкой сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Чинеевской сельской Думы Юргамышского района Курганской области, Решение Юргамышской поселковой Думы Юргамышского района Курганскойобласти).

Кроме того, при государственной регистрации муниципальных правовых актов в 2020 году были выявлены единичные нарушения порядка принятия муниципальных правовых актов:

- отсутствует информация о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования, что является несоответствием требованиям пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (решение Частоозерской районной Думы Курганской области);

- принятие Устава муниципального образования при отсутствии необходимого кворума, в соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, Устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Устав Никитинского сельсовета Катайского района Курганской области принят 4 депутатами,
в то время как для принятия решения необходимо присутствие 5 депутатов, так как общая численность депутатов в соответствии с Уставом составляет 7.

В ходе государственной регистрации муниципальных правовых актов выявлены случаи несоответствия муниципального правового акта федеральному законодательству.

К типичным нарушениям в данной части относятся:

1. Не соответствие положений муниципального правового акта части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ в части установления гарантий депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе. Гарантии сохранения места работы (должности) на период, продолжительность
которого устанавливается уставом муниципального образования
в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней
в месяц.

Направленные на государственную регистрацию муниципальные правовые акты содержат следующие положения: «…на период, продолжительность которого составляет в совокупности не более четырех рабочих дней в месяц» (решение Ключевской сельской Думы Далматовского района, решение Першинской сельской Думы Далматовского района, решение Параткульской сельской Думы Далматовского района, решение Верхнеярской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Крутихинской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Лебяжской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Уксянской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Кривской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Белоярской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Затеченской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Вознесенской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Далматовской районной Думы Далматовского района Курганской области, решение Песчано-Коледенской сельской Думы Далматовского района, решение Мясниковской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решения Новопетропавловской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Смирновской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Нижнеярской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Крестовской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Широковской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Тамакульской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Песковской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Новосельской сельской Думы Далматовского района Курганской области, решение Уральцевской сельской Думы Далматовского района Курганской области).

2. Не соответствие муниципальных правовых актов части 7 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона
от 16 декабря 2019 года № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» вступивший в законную силу 27 декабря 2019 года) в части установления запретов для выборного должностного лица местного самоуправления осуществляющего свои полномочия на постоянной основе (решение Барабинской сельской Думы Кетовского района Курганской области, решение Новогеоргиевской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Жидковской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Новоильинской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Октябрьской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Стрелецкой сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Большегусиновской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Матасинской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Приютинской сельской Думы Петуховского района Курганской области, решение Пашковской сельской Думы Петуховского района Курганской области, Устав Новотроицкого сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Долговского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Беляковского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Никитинского сельсовета Катайского района Курганской области).

3. В представленных на государственную регистрацию муниципальных правовых актах закреплены меры ответственности применяемые в соответствии с подпунктом 5 пункта 7.3-1 статьи 40 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ к депутатам сельских Дум осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, однако депутаты сельских Дум осуществляют свои полномочия на не постоянной основе
(Устав Майковского сельсовета Щучанского района Курганской области, Устав Зайковского сельсовета Щучанского района Курганской области,
Устав Медведского сельсовета Щучанского района Курганской области).

4. Не выбран вид муниципального парового акта, которым определяется порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, что не соответствует положениям, закрепленным частью 5 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ (Устав Новотроицкого сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Долговского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Восточного сельсовета Частоозерского района, Курганской области, Устав Беляковского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Никитинского сельсовета Катайского района Курганской области).

5. В представленном на государственную регистрацию Уставе муниципального образования не закреплен вопрос местного значения по предоставлению помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, а так же не закреплен вопрос местного значения в части наделения полномочием по организации дорожного движения предусмотренные Законом Курганской области от 25.12.2014 № 108
«О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» (далее - Закон Курганской области № 108) за сельскими поселениями Курганской области (Устав Беляковского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Новотроицкого сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Долговского сельсовета Частоозерского района Курганской области, Устав Восточного сельсовета Частоозерского района Курганской области).

Кроме того выявлены единичные случаи несоответствия муниципального правового акта действующему законодательству.

1. Устав муниципального образования не содержит указание о возможности опубликования муниципальных правовых актов и их проектов предусматривающие изменение или отмену местных налогов и сборов, что нарушает положение части 1 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ,
а также статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязательное опубликование актов законодательства
о налогах и сборах (Устав Беляковского сельсовета Частоозерского района Курганской области).

2. В нарушение статьи 1.1. Закона Курганской области от 03.12.2004
№ 885 «Об установлении границ муниципального образования Варгановского сельсовета, входящего в состав муниципального образования Щучанского района» представленный на государственную регистрацию Устав Варгановского сельсовета Щучанского района Курганской области содержит не соответствующее действительности наименование Административного центра муниципального образования.

Необходимо отметить, что нарушение порядка принятия муниципального правового акта, а также несоответствие его действующему законодательству является основанием для отказа в государственной регистрации муниципального правового акта.

Дополнительно следует отметить, что 33 муниципальных правовых актов, из поступивших на государственную регистрацию в 2020 году, возвращены главам муниципальных образований без рассмотрения в связи
с нарушением порядка предоставления документов, установленного частью 5 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. При этом, указанный Федеральный закон устанавливает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, устав является базой для правотворческой деятельности органов местного самоуправления и от уровня проработки устава зависит эффективность деятельности органов местного самоуправления.

 

 

 

22 июня 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).