Вы здесь

АНАЛИЗ выявленных в ходе государственной регистрации уставов муниципальных образований Курганской области, актов о внесении изменений в уставы и экспертизы проектов муниципальных правовых актов коррупциогенных факторов за 2017 год

АНАЛИЗ

выявленных в ходе государственной регистрации уставов муниципальных образований Курганской области, актов о внесении изменений в уставы и экспертизы проектов муниципальных правовых актов
коррупциогенных факторов за 2017 год

 

В соответствии с решением Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Свердловской области от 27.11.2017 № 2 в целях повышения качества подготовки уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – муниципальные правовые акты), а также обеспечения консультативной, методической и информационной помощи органам местного самоуправления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области (далее - Управление) проведен анализ выявленных в ходе государственной регистрации уставов муниципальных образований Курганской области, актов о внесении изменений в уставы и экспертизы проектов муниципальных правовых актов коррупциогенных факторов за 2017 год.

В целях обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству Управлением проводится следующая работа:

1)      еженедельно на системной основе проводится мониторинг изменений в системе правового регулирования, осуществляемого на федеральном уровне, а также мониторинг изменений в нормативных правовых актах Российской Федерации, связанных по предмету регулирования с уставами муниципальных образований;

2)      по результатам мониторинга направляются письма главам муниципальных районов и городских округов;

3)      размещается информация, касающаяся вопросов государственной регистрации уставов муниципальных образований, на официальном сайте Управления;

4)      проводится консультационная работа;

5)      оказывается методическая помощь;

6)      осуществляется взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

7)      проводятся мероприятия «День юстиции» в муниципальных образованиях.

В 2017 году на государственную регистрацию в Управление всего поступило 608 муниципальных правовых актов.

Из поступивших на государственную регистрацию в Управление зарегистрировано 473 муниципальных правовых акта.

В 2017 году принято решение об отказе в государственной регистрации в отношении 8 муниципальных правовых актов, их них в результате выявленных коррупциогенных факторов – 2.

Следует отметить, что в аналогичном периоде 2016 года решение об отказе в государственной регистрации принято в отношении 9 муниципальных правовых актов.

Управлением решения об отказе в государственной регистрации муниципальных правовых актов приняты по указанным основаниям в отношении следующих муниципальных правовых актов муниципальных образований Курганской области.

1.               

Решение Речновской сельской Думы Лебяжьевского района Курганской области от 31.07.2017 № 105 «О внесении изменений и дополнений в Устав Речновского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области».

В Решении выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов,
утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее –
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов).

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Решения в случае досрочного прекращения полномочий Главы Речновского сельсовета, либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет специалист Администрации Речновского сельсовета или депутат Речновской сельской Думы.

Между тем, закрепление в тексте Решения нескольких вариантов выбора лица, временно исполняющего полномочия главы муниципального образования, создаёт для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

2.               

Решение Лопатинской сельской Думы Лебяжьевского района Курганской области от 05.06.2017 № 102  «О внесении изменений и дополнений в Устав Лопатинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области».

В Решении выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 Решения в случае досрочного прекращения полномочий Главы Лопатинского сельсовета, либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет специалист Администрации Лопатинского сельсовета или депутат Лопатинской сельской Думы.

Между тем, закрепление в тексте Решения нескольких вариантов выбора лица, временно исполняющего полномочия главы муниципального образования, создаёт для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

В Управлении организована работа по рассмотрению проектов уставов муниципальных образований, решений о внесении изменений и дополнений в действующие уставы муниципальных образований.

В 2017 году в Управление для согласования поступило 142 проекта муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Управлением в 2017 году рассмотрено 138 проектов муниципальных правовых актов.

Из них в 3 проектах муниципальных правовых актов выявлены коррупциогенные факторы.

1.               

Проект решения Курганской городской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования города Кургана».

Проектом предполагается дополнить статью 25 Устава города Кургана частями согласно положениям которых, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом Курганской городской Думы проводится по решению Губернатора Курганской области в порядке, установленном законом Курганской области.

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью указанной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Губернатор Курганской области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в Курганскую городскую Думу, или в суд.

Утверждение проектом вышеуказанных норм права приведет к превышению компетенции Курганской городской Думы ввиду того, что Курганская городская Дума не уполномочена регламентировать деятельность Губернатора Курганской области. Вышеуказанные нормы, предусмотренные Федеральным законом                               от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), имеют прямое действие в силу федерального законодательства и не требуют дополнительного регулирования норм муниципального права.

По вышеизложенному основанию проект содержит коррупциогеный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, поскольку Курганской городской Думой предполагается принять муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав муниципального образования города Кургана, содержащий положения, принятие которых выходит за пределы компетенции представительного органа муниципального образования города Кургана.

2.               

Проект решения Белозерской районной Думы «О внесении изменений в Устав Белозерского района».

Проектом предполагается дополнить статью 20 Устава Белозерского района Курганской области частями согласно положениям которых, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом Белозерской районной Думы, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью указанной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Белозерской районной Думы в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Утверждение проектом вышеуказанных норм права приведет к превышению компетенции Белозерской районной Думы ввиду того, что Белозерская районная Дума не уполномочена регламентировать деятельность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вышеуказанные нормы, предусмотренные Федеральным законом № 131-ФЗ, имеют прямое действие в силу федерального законодательства и не требуют дополнительного регулирования нормами муниципального права.

По вышеизложенному основанию проект содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, поскольку Белозерской районной Думой предполагается принять муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав Белозерского района, содержащий положения, принятие которых выходит за пределы компетенции представительного органа муниципального образования Белозерского района.

3.       

Проект решения Большекасаргульской сельской Думы Катайского района Курганской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Большекасаргульского сельсовета Катайского района Курганской области»

Проектом предполагается изложить одну из частей статьи 28 Устава Большекасаргульского сельсовета Катайского района Курганской области в редакции, согласно положениям которой Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Утверждение проектом вышеуказанных норм приведет к превышению компетенции Большекасаргульской сельской Думы Катайского района Курганской области. Вышеуказанные нормы, предусмотрены Федеральным законом № 131-ФЗ, имеют прямое действие в силу федерального законодательства и находятся за пределами компетенции органов местного самоуправления.

По вышеуказанному основанию проект содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, поскольку Большекасаргульской сельской Думой Катайского района Курганской области предполагается принять муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав муниципального образования, содержащий положения, принятие которых выходит за пределы компетенции представительного органа муниципального образования сельского поселения.

 

По состоянию на 31.12.2017 на основании заключений Управления устранены коррупциогенные факторы в одном муниципальном правовом акте, а также в двух проектах муниципальных правовых актов.

22 июня 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).